Важнейшими
задачами, стоящими перед студентами во время прохождения педагогической
практики, являются задачи по развитию умений создавать тематические планы, конспекты
уроков, проводить и анализировать уроки. Каждый
учитель-предметник решает в своей повседневной работе образовательные,
воспитательные и развивающие задачи. В концентрированной форме эти задачи для
каждого конкретного учебного предмета сформулированы в учебной программе по
предмету. Работа учителя-предметника строится на основе четкого планирования
всей его учебно-воспитательной деятельности. Студентам следует познакомиться с
годовыми, тематическими планами учителя информатики, с планами конспектов его
уроков. Затем необходимо познакомиться с учебными и методическими пособиями,
дополнительной литературой, программным обеспечением, используемым учителем.
Далее совместно с учителем и методистом следует составить собственное
тематическое планирование с указанием названия
тем; общей дидактической цели системы уроков по каждой теме; названия уроков,
их типов, общих методов обучения, оборудования, основных источников информации
для учителя и ученика (Табл. 1) .
Тематическое планирование Таблица 1
Название темы, название и номер урока |
Общая дидактическая цель системы уроков |
Тип урока |
Общие методы обучения |
Оборудование и основные
источники информации (для учителя и ученика) |
После изучения изложения данной темы в литературе, на основе анализа
учебников и учебных пособий, необходимо заполнить таблицу «Базовые понятия» по
данному разделу (Табл. 2)
Базовые понятия
Таблица 2
Понятие, его определение |
Примеры на внутрипредметные связи |
Примеры на
межпредметные связи |
Методы и средства обучения |
Затем пишутся
подробные конспекты уроков по данному разделу с указанием:
ـ
№ урока;
ـ
его целей (образовательной, развивающей и
воспитательной);
ـ
типа урока (урок по ознакомлению с новым материалом;
урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по
систематизации и обобщению изученного материала);
ـ
распределения основных этапов урока по времени;
ـ
содержания;
ـ
этапов формирования базовых понятий (введение понятия;
приведение примеров, к которым приложимо данное
понятие; выделение существенных и несущественных признаков понятия; определение
понятия, основанного на существенных признаках);
ـ
методов обучения: устный (индивидуальный,
фронтальный) или письменный (самостоятельная, контрольная работа, диктант по
информатике) опрос; лекция, объяснение, проблемное объяснение, рассказ, беседа,
рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с источником информации,
упражнение, ролевая игра, выполнение упражнений и заданий в обычной или игровой
форме и т.д.;
ـ
приемов работы: составление схемы, работа с таблицами,
работа с текстом учебника, составление описания и т.д.
К разработанным урокам
необходимо подготовить (или подобрать)
демонстрационные и дидактические электронные материалы.
Подготовка учителя к новому занятию занимает от 2 до 3 часов, если при
этом приходится осваивать программное обеспечение, то подготовка длится
значительно дольше. Студенту придется потратить на подготовку к уроку еще
большее количество времени. Для того чтобы урок получился качественным, это
время должно быть заранее запланировано.
Приступая к созданию плана-конспекта урока, следует помнить, что
планируемые задачи отдельных уроков должны выступать как составная часть общей
задачи изучаемой темы по информатике. Компоненты знаний, раскрываемые на уроке,
должны обеспечивать часть решения той или иной целостной задачи. Конкретные
задачи отдельных уроков должны рассматриваться во взаимосвязи с другими.
Поурочное
планирование занятий необходимо составлять таким образом, чтобы оно не только
позволяло сообщать учащимся определенные знания, формировать умения, но и
обеспечивало их прочность, давало возможность некоторые умения «сделать»
навыками.
При составлении
планов-конспектов отдельных уроков необходимо учитывать, что активность
мыслительной деятельности по ходу ознакомления с материалом возрастает, если
одновременно учащийся выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять
данный материал, и при этом соблюдаются следующие условия: 1) поставленное
задание направляет усилия учащегося на использование определенного
мыслительного приема; 2) учащийся обладает знаниями, необходимыми для
выполнения этого задания, и навыками применения данного приема; 3) этот прием
соответствует содержанию материала, и чем в большей мере соответствует, тем
сильнее активизирует деятельность.
Активизировать мыслительную деятельность учащихся на занятии можно, и при
использовании дидактического правила, гласящего, что сначала учитель ставит
конкретное задание, которое должны будут выполнять учащиеся в процессе
ознакомления с материалом, и лишь затем предлагает им читать учебник, слушать
объяснение учителя, вызванного ученика.
Подбирая задания к занятию, важно учитывать, что они должны быть
посильными для всех учащихся, иначе у них теряется уверенность и ослабляется
внимание. Все учащиеся должны обладать знаниями, умениями и навыками,
необходимыми для выполнения задания, в противном случае часть класса не
принимает участия в работе. Все учащиеся должны быть уверены в том, что
справятся с заданием.
Если понимать методы обучения как упорядоченные способы
взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение
целей обучения как средство образования и воспитания, то описание каждого
метода обучения должно включать описание: 1) обучающей деятельности учителя; 2)
учебной (познавательной) деятельности ученика и 3) связи между ними или
способы, какими обучающая деятельность учителя управляет познавательной
деятельностью учащихся.
Такой подход должен найти свое отражение в планировании отдельных уроков,
ставящих в центр внимания личность ученика.
Для планирования отдельных уроков можно использовать следующие
структурные единицы урока:
1.
Организация начала урока.
2.
Выявление имеющихся знаний, умений и навыков.
3.
Работа над изучаемым материалом.
– Знакомство с новым материалом.
– Обеспечение планируемого уровня знаний
(повторение, совершенствование и применение знаний и умений).
4.
Систематизация и обобщение знаний.
5.
Организация работы дома.
Дидактическая цель этапа урока «Выявление имеющихся знаний, умений и
навыков» – анализ знаний, умений и навыков учащихся.
Дидактической целью этапа урока «Работа над изучаемым материалом»
является ознакомление учащихся с новым материалом. Задачи этапа – сообщение новых, расширение и углубление имеющихся знаний. Для решения
этих задач необходимо выделять предпочтительные методы обучения, продумывать
соответствие методов и средств познания конкретным условиям работы, определять
пути активизации деятельности учащихся.
Дидактической целью этапа урока «Обеспечение планируемого уровня знаний»
является усвоение знаний и умение пользоваться знаниями, осознание практической
значимости изучаемого материала в науке и жизни.
Дидактической целью этапа «Систематизации и обобщение знаний» является
выделение главного и установление связей в изучаемом и изученном ранее
материале. Основные функции – ценностно-ориентационная,
обучающая, контрольно-проверочная. На данном этапе урока подводится итог работы
учащихся, выделяется главное в изучаемом материале, подчеркиваются связи между
отдельными вопросами изучаемого материала; раскрывается значимость изучаемого
ранее в системе усвоенных знаний, данного предмета и других дисциплин;
практическое применение знаний в науке, технике, общественной жизни.
Создавая планы уроков, необходимо добиваться того, чтобы планируемые
результаты обучения оказывали существенное влияние на повышение качества
обучения и более эффективно реализовывали все возможности программы курса. Для
этого они должны удовлетворять следующим требованиям: быть конкретными,
реалистичными и открытыми, т.е. ученик должен понимать, что от него требуют и
как это выполнить.
Некоторые запланированные практические занятия по информатике могут
длиться два академических часа. Изучение влияния компьютерных занятий разного
типа позволило установить оптимальную и допустимую их продолжительность для
детей разного возраста. Для школьников 11-14 лет оптимальная
продолжительность компьютерных занятий смешанного типа составляет 60 минут, а
допустимая – 90 минут, поэтому
сдвоенные практические занятия вполне будут вполне допустимыми, если часть
времени на этих занятиях будет отведено на составление и запись учащимися
алгоритмов (примерно 10-15 минут), 5-10 минут на обсуждение итогов урока и
домашнее задание и т.п.
При составлении планов-конспектов рекомендуется выделять такие графы, как
«Структурные элементы урока», «Деятельность учителя», «Деятельность учащихся».
План-конспект каждого урока должен тщательно разрабатываться, а также должен
готовиться дидактический материал, продумываться меры-задания. В конспекте
каждого урока необходимо указать формы и методы обучения, формы организации
учебной деятельности, формы и средства контроля, деятельность учителя и
учащихся.
Деятельность учителя заключается в постановке цели перед учащимся,
обеспечении ее достижения в ходе обучения, опираясь на методическую поддержку:
требования к содержанию обучения и выделенные типы учебных задач, комплект
заданий, тематическое и поурочное планирование, план действий учителя.
Способы взаимодействия педагога и ученика:
а) общедидактические методы обучения – объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный,
репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, лекция;
б) организационные формы обучения – урок,
практические занятия, организация работы дома, зачет, консультации;
в) общие формы организации обучения – фронтальная,
индивидуальная, групповая, дифференцированная.
Контроль знаний и педагогическая диагностика – завершающий элемент структуры процесса обучения. Они позволяют вносить
коррективы в учебный процесс, изменять формы обучения, вводить новые методы,
подтягивать отстающих. Как средства проверки могут
применяться следующие проверочные задания: упражнения на компьютере,
фронтальные опросы, тесты-задания с выбором ответов, практические работы,
самостоятельные работы и др. Особое внимание следует уделять содержанию
заданий, формулировке вопросов в них, форме предъявления заданий. Учащимся
должны даваться четкие, краткие и нацеливающие на главное формулировки заданий
и устных вопросов.
Из психолого-педагогической литературы известно, что:
1) забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в
первый день, в первые часы и даже минуты), затем оно замедляется;
2) повторение путем разнообразной деятельности, сводящейся хотя бы к
некоторой реконструкции материала, эффективнее, чем его повторение в неизменном
виде;
3) рассредоточенное по времени повторение эффективнее, чем
концентрированное.
С помощью проверки перед изучением нового материала выявляются знания и
умения, которые должны были стать опорными для его полного понимания и
усвоения. При объяснении нового материала проверка является «обратной связью»
между учениками и учителем, играет важную обучающую роль. Для концентрации
внимания учеников на основных вопросах, выделения ими главного в изучаемом
материале им задаются нацеливающие вопросы.
При
повторении и закреплении знаний, умений и навыков проверка играет не только
выявляющую, контролирующую роль, но и служит для уточнения и расширения знаний.
Практические и самостоятельные работы, зачеты должны стать видом отчетности
школьников о своих учебных успехах. Основные виды деятельности учащихся при
текущем опросе следующие: составление алгоритмов и программ, выполнение упражнений
и практических работ.
При подготовке к урокам по
информатике желательно использовать следующую литературу.
Раздел «Введение в
информатику»
1.
Зелинская Т.Я. История введения курса информатики в
средние учебные заведения: Учебный материал к лекциям по курсу «Методика
преподавания информатики». Тула: РИО ТППО, 1997. 74 с.
2.
Изучение основ информатики и вычислительной техники:
Пособие для учителя / А. В. Авербух, В. Б. Гисин. Я.
Н. Зайдельман, Г. В. Лебедев. М.: Просвещение, 1992.
302 с., ил.
3.
Изучение основ информатики и вычислительной техники:
Пособие для учителей / Под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова. М.: Просвещение, 1985 (ч. 1), 1986 (ч. 2).
4.
Информатика. 7-9
класс: Учебное пособие для старших классов / Под ред.
Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2001. 304 с.
5.
Информатика. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учебных
заведений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, В.Ф. Шолохович.
3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000. 240 с.: ил.
6.
Информатика. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учебных
заведений / А.Г. Кушнеренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман
2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001.336 с.: ил.
7.
Информационная культура. Кодирование информации. Информационные модели.
9-10 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. 3-е
изд. М.: Дрофа, 2000. 208 с.: ил.
8.
Каймин В. А., Щеголев А.
Г., Ерохина Е. А., Федюшин Д. П. Основы информатики и вычислительной техники:
Учебное пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1989. 272 с. ил.
9.
Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учебное
пособие для студентов педвузов. М.: Академия. 2001.
10. Основы информатики. 8-9
классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / А.А. Кузнецов, Н.В.
Апатова. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000. 176 с.:
ил.
11. Семакин И.Т., Хеннер Е.К. Информатика: 10-11 /
М. Лаборатория базовых знаний, 1999.
12. Усенков Д.Ю. Занимательные
задачи на системы счисления и кодирование / ИНФО. 1999.№ 6. С. 41-44.
Раздел «Алгоритмы и
программирование»
1. Байбаков В.О. Организация интерфейса
программы на языке QUICK BASIC // ИНФО. 1993. № 6. С. 83.
2. Гейн А., Липецкий
Е. и др. Информатика: алгоритмические конструкции // ИНФО. 1989. № 5. С. 16-22.
3. Ерохина Е. А. От логики к
программированию (Пролог в курсе информатики) // ИНФО. 1993.№ 2, 3, 6.
4.
Зазина В.Н. Методика преподавания темы «Графики элементарных
функций» на уроках информатики // ИНФО. 1996. № 5. С. 49.
5. Информатика: 7-9 / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 1999.
6. Информатика. 7-9 классы:
Учебник для общеобразовательных учебных заведений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов,
В.Ф. Шолохович. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000.
240 с.: ил.
7. Информатика. 7-9 классы:
Учебник для общеобразовательных учебных заведений / А.Г. Кушнеренко, Г.В.
Лебедев, Я.Н. Зайдельман. 2-е изд., стереотип. М.:
Дрофа, 2001 336 С.: ил.
8. Каймин В., Григорьев С. и др.
Элементы логики и начала языка Пролог // ИНФО. 1989. № 4. С. 15-21.
9. Каймин В., Кугель
Л. и др. Алгоритмизация и начала программирования // ИНФО. 1989. № 5, 6.
10. Кудинов В.П. Применение вспомогательных
алгоритмов // ИНФО. 1998. № 6. С. 127-128.
11. Ларионова О.С. Урок по теме обработка массивов
// ИНФО. 2001. № 6. С. 55-57.
12. Основы информатики. 8-9 классы: Учебник для
общеобразовательных учебных заведений / А.А. Кузнецов, Н.В. Апатова
2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000. 176 С.: ил.
13. Савченко В. Как составить алгоритм // ИНФО.
1989. № 6. С. 39-44.
14. Сочнев С. Изучение алгоритмического языка в
курсе информатики // ИНФО. 1988. № 1. С.38-40.
15. Сочнев С. Путь от простого к сложному, или покорение алгоритма // ИНФО. 1989. № 4.
С.33-38.
Раздел «Компьютер и его
программное обеспечение»
1. Васильев Б.М., Частиков А. П.
Микропроцессоры (история, применение, технология) // ИНФО. 1993. № 5. С. 71.
2. Еремин Е.А. Изучение Windows:
методика и программное обеспечение // ИНФО. 1999. № 4. С. 57-62
3. Зубченко A.A. IBM и MACINTOSH: есть ли
выбор? // ИНФО. 1994. № 1. С. 20.
4. Кравченко Г. Г., Цалюк В. 3. Выбор программных средств для
изучения в курсе информатики // ИНФО. 1998. № 7. С. 93-99.
5. Лапчик М.П.
Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педвузов. М.:
Академия. 2001.
6. Левченки И.В.
Обучение младших школьников работе с программным обеспечением // ИНФО. 2001. №
1.
7. Мануйлов В.Г., Милорадов К.
А. Изучаем Windows (лабораторный практикум) // ИНФО. 1996. № 2. С. 55, №
3. С. 49.
8. Сильванович И.И. Архитектура и
функционирование персонального компьютера // ИНФО. 1997. № 4. С. 25., 1997. №
5. С. 81.
9. Сорокин К.А. Методика
проведения уроков по теме «Операционная система М8-ОО8» // ИНФО. 1999. № 2. С.
7−17.
10. Сорокина К. Методика проведения уроков по теме
«Операционная система MS-Dos» // ИНФО. 1999. № 2. С.
7−18.
11. Урнов В.А., Климов Д. Ю. Преподавание
информатики в компьютерном классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
12. Шульман К.А. Компьютеры IBM PS/1 − в
России // ИНФО. 1993. № 4. С. 75. Информатика 10-11 // Под ред. проф. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 1999.
Раздел «Основы
формализации и моделирования»
1. Бешенков С.А., Лыскова В. Ю., Матвеева Н. В. Формализация и моделирование
// ИНФО. 1999. № 6. С. 21-27.
2. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Матвеева Н.В., Ракитина Е.А. Формализация и
моделирование // ИНФО. 1999. № 5. С. 11-14.
3. Островская Е.М. Моделирование
на компьютере // ИНФО. 1998. № 7. С. 64-70, № 8. С. 69-84.
4. Пономарева Е.А. Урок по
изучению понятия модели // ИНФО. 1999. № 6. С. 47-50.
5. Смолянинов А.А. Первые уроки
по теме «Моделирование» // ИНФО. 1998. № 8. С. 23-29.
6.
Софронова Н.В. Решение задач на массивы с помощью электронных таблиц //
ИНФО. 1995. № 2. С. 85-87.
7.
Суворова Н.И. От игр и задач к моделированию // ИНФО. 1998. № 6. С.
31-37. Бешенков С.А. Ракитина Е.Л. Формализация и
моделирование // ИНФО. 2001. № 7. С. 5-13.
1. Волкова Р.А.
Преподавание информационных технологий в начальной школе // ИНФО. 2001. № 6. С.
92-92.
2. Воронцова Ю.Л., Салова О.Ю.
Изучаем PaintBrush // ИНФО. 1999. № 2. С. 23-31.
3. Ермакова В.М., Смирнова Г.В.
Изучение темы «Текстовый редактор» // ИНФО. 1999. № 2. С. 44-48.
4. Ермакова М.Г. Лабораторные
работы в WORD, EXCEL и PowerPoint // ИНФО. 1999. № 8. С. 53-59.
5. Ермакова М.Г. Лабораторные
работы в Word, Excel и PowerPoint // ИНФО. 1999. № 8. С. 53-59.
6. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К.
Занятия по Microsoft Word
7.0 // ИНФО. 1999. № 3. С. 59-70.
7. Житкова О.А., Кудрявцева Е. К.
Занятия по Microsoft Word 7.0 // ИНФО. 1999. №
6. С. 28-36.
8. Житкова О.А., Кудрявцева Е. К.
Занятия по Microsoft Word
7.0 // ИНФО. 1999. № 5. С. 15-27.
9. Залогова Л.А. Компьютерная графика в
школе // ИНФО. 1998. № 5. С. 39-44.
10. Занятия по MICROSOFT WORD //
ИНФО. 1999. № 5. С. 15-27 (начало см.: 1999. № 3).
11. Левчук Т.А. Практическая
работа в Access 2000 // ИНФО. 2001. № 6. С. 48-59.
12. Макаричева О.Н., Пестерева Г.А.,
Ермакова В.М. Тема «Графический редактор» // ИНФО. 1998. № 8. С. 59-62.
13. Патаркин Е.Д. Интернет-студия для
начальной школы // ИНФО. 1999. № 6. С. 57-60.
14. Роберт И.Современные
информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы
использования. М.: Школа-Пресс, 1994.
1. Сильванович И.И. Уроки по Microsoft Excel 7.0 for Windows // ИНФО. 2001. № 2. С. 11-22.
2. Сильванович И.И. Уроки по Microsoft Word 7.0 for Windows. // ИНФО. 2001. № 1. С.
28-35.
3.
Сильванович И.И.. Уроки по MICROSOFT ACSESS 7.0
FOR WINDOWS // ИНФО. 1999. № 7 С. 7-12.
4. Текстовый редактор Word // ИНФО. 1999. № 2,3.
Приведем примеры заполнения таблицы «Базовые
понятия», тематического плана и конспектов уроков, разработанные
студентами.
«Базовые понятия»
для раздела
«Введение в информатику». Таблица 3
Понятие, определение |
Примеры на внутрипредметные связи |
Примеры на
межпредметные связи |
Методы и средства обучения, приемы работы |
||
Ранее изученные |
Подлежащие усвоению |
Ранее изученные |
Подлежащие усвоению |
||
Информация
– разъяснение, изложение, набор сведений"(лат) |
|
|
Биология
– особенности восприятия окружающего
мира человеком и животными |
|
Объяснение |
Свойства
информации – полезность, понятность, актуальность, полнота, достоверность |
|
|
Понятность учебников по физике, Географических
карт |
|
Рассказ
-беседа |
Код
– набор символов для представления информации |
|
|
|
Физика
– код Морзе |
Объяснение |
Кодирование
– процесс представления информации в виде кода |
|
|
|
|
Объяснение |
Бит
– наименьшая единица информации |
|
Двоичное
кодирование |
|
|
Объяснение |
Входная
информация – информация, которую получает человек или устройство. Выходная
информация - информация, которая получается после обработки человеком или
устройством |
Входная
и выходная информация может иметь разные представления |
|
|
Астрономия
(Стоунхендж – древняя обсерватория) |
Рассказ |
Схема
передачи информации = источник - кодирующее устройство - канал связи - декодирующее
устройство - получатель |
Алфавит
языка кодирования и правила кодирования |
Для
передачи информации необходим носитель |
|
|
Объяснение |
Носитель
информации – материальный объект, предназначенный для хранения и передачи
информации |
Необходим для осуществления передачи информации |
Изучение
строения компьютера |
|
|
Объяснение |
Информационные
процессы – процессы, связанные со сбором, хранением, поиском, обработкой,
кодированием и передачей информации |
|
Чтобы
обменяться информацией, надо вступить в контакт |
Биология
- сезонные изменения в растениях, особенности восприятия звуков и
запахов животными |
Физика
принципы радиометрии и высотометрии. |
Рассказ |
Коммуникационная
среда – это совокупность условий обмена информацией |
При
коммуникации происходит обмен информацией. |
|
|
|
Объяснение |
Информационная
технология – информационный процесс,
в результате которого создается информационный
продукт |
|
Различные
прикладные программы и компьютерные сети |
|
|
Рассказ-объянение |
Схемы
управления бывают Замкнутыми,
разомкнутыми |
|
Системы
автоматизированного и автоматического управления |
|
|
Объяснение |
Тематическое
планирование раздела «Компьютер и программное
обеспечение» Таблица
4.
Название темы Номера уроков |
Общая дидактическая цель системы
уроков |
Тип урока |
Общие методы обучения |
Оборудование и основные источники информации (для учителя и
ученика) |
1.
Устройство компьютера |
Познакомиться
с аппаратным
обеспечением компьютера, функциональной схемой компьютера, узнать, что такое
открытая архитектура, выявить основные устройства компьютера, познакомиться с
их характеристиками и классификацией |
Изучение
нового материала |
Беседа,
объяснение, демонстрация |
Плакат
с функциональной схемой компьютера |
2.
Процессор и память |
Комбинированный
(повторение + новый материал) |
Беседа,
объяснение, демонстрация |
Доска,
плакат с функциональной схемой компьютера, микропроцессор, микросхемы памяти |
|
3.
Системный блок компьютера. Устройства ввода информации |
Комбинированный
(повторение + новый материал) |
Объяснение,
демонстрация |
Плакат
с функциональной схемой компьютера, разобранный системный блок, схема
сочетания разъемов |
|
4.
Устройства вывода информации |
Комбинированный
(повторение + новый материал) |
Объяснение,
демонстрация |
Плакат
с функциональной схемой компьютера, примеры работы
принтеров |
|
5.
Программное управление компьютером. Файлы и файловая система |
Познакомиться
с принципом программного управления работой компьютера, получить информацию о
классификации программного обеспечения, особенностях и сферах использования каждого
из этих видов программного обеспечения |
Комбинированный
(проверка + новый материал) |
Рассказ,
объяснение, демонстрация |
Доска,
плакат с древовидной файловой структурой, плакат со схемой классификации ПО |
6.
Базовое ПО. Операционная система, ее назначение и состав |
Комбинированный
(повторение + новый материал) |
Объяснение,
демонстрация |
Плакат
со схемой классификации ПО, операционная система |
|
7.
Прикладное ПО. Компьютерные вирусы и антивирусные программы |
Комбинированный
(повторение + новый материал) |
Рассказ-беседа,
объяснение, демонстрация |
Плакат
со схемой классификации ПО, компьютер с прикладным
ПО |
|
8.
Инструментарий программирования |
Комбинированный
(повторение + новый материал) |
Рассказ,
объяснение, демонстрация, лекция |
Плакат
со схемой классификации ПО, плакат с последовательностью преобразования
программы, плакат с принципами работы компилятора и интерпретатора |
|
9.
Обобщение и проверка знаний |
Обобщить
и проконтролировать усвоение полученных знаний |
Комбинированный
(обобщение и систематизация + контроль) |
Фронтальный
устный опрос, индивидуальный письменный опрос |
Плакаты,
бланки тестов |
Урок. Понятие о системе
Тип урока: комбинированный (повторение, изучение нового материала)
Цели урока:
Образовательная: Познакомиться с понятием системы и ее характеристиками.
Воспитательная: Воспитание умения логически рассуждать.
Развивающая: Развитие аналитическо-синтезирующего мышления, умения проводить
аналогии, делать выводы и обобщать.
Средства обучения: |
скринсейвер с рыбками, доска. |
Ход урока |
Время (мин.) |
1. Организационный момент |
2 |
2. Цели и план работы на уроке |
2 |
3. Фронтальный опрос |
10 |
4. Изучение нового материала |
14 |
5. Практическая работа в
группах |
10 |
6. Выставление оценок и
домашнее задание (§ 8.3) |
2 |
Содержание
урока. Методы и приемы работы |
Способ
организации
деятельности
учащихся |
Постановка цели Сегодня
вы познакомитесь с понятием модели и узнаете о ее
свойствах. |
Слушают
учителя |
Фронтальный опрос Для
начала вспомним некоторые понятия и определения. Что такое объект? Что такое
модель объекта? Чем они отличаются друг от друга? Может ли один объект иметь
несколько различных моделей? Почему? Примеры. Что такое информационная
модель? Что такое формализация? Приведите примеры информационных моделей
объектов. Чем характеризуются объекты (свойства и параметры)? В чем отличие
свойства и параметра? Какие характеристики объекта вы знаете? Какие отношения
могут существовать между объектами? Что такое связь? Какие виды связей вы
знаете? |
Отвечают
на
вопросы учителя |
Изучение нового материала
(объяснение) Говоря
о типах связей между объектами, вы упомянули об отношении части и целого. Это
означает, что практически у любого объекта можно выделить составные части.
Например, ручка состоит из корпуса, кнопки, стержня с ушками и пружинки.
Какие еще примеры отношения части и целого вы можете привести? При нажатии на
кнопку стержень то высовывается, то убирается, то есть мы можем сделать
вывод, что составные части объекта взаимодействуют между собой. Когда объект
рассматривают как совокупность взаимодействующих между собой частей, то его
называют системой. |
Слушают
учителя
и
отвечают на его вопросы |
Система
– совокупность взаимосвязанных объектов, воспринимаемая как единое целое. Объекты,
входящие в состав системы, называются элементами. |
Записывают
в
тетрадь |
Элементы
системы взаимодействуют между собой, а это означает, что между ними
существует определенная связь. |
Слушают
учителя |
Система
= элементы + связи между ними. |
Записывают
в тетрадь |
Теперь
вы знаете, что такое система, а сейчас познакомимся с ее свойствами. Как
мы уже сказали, система состоит из элементов. В качестве примера возьмем
аквариум с рыбками. Если
вы художник, то сколько объектов и каких вам
необходимо, чтобы написать картину? А если вы микробиолог и изучаете
круговорот биологических веществ в этой замкнутой системе, то вам надо будет
принять во внимание еще и различных простейших, которые живут в воде, а также
биологические останки, которые находятся в грунте, то есть число элементов
значительно увеличивается. |
Слушают
учителя
и
отвечают на его вопросы |
1.
Степень дробления системы на составляющие ее элементы
определяется целью изучения. |
Записывают
в
тетрадь |
Между
объектами нашей системы (аквариум) существуют определенные связи. Например:
Генетические (родители и их дети); Пищевые (хищник – жертва); Химические.
Какие еще? При этом специалистов в различных областях будут интересовать
разные связи. |
Слушают
учителя
и
отвечают на его вопросы |
2.
Выделение в системе различных связей определяется целью изучения. |
Записывают
в
тетрадь |
Подробнее
рассмотрим систему рыб. В ней есть ряд объектов и связей между этими
объектами. При этом можно отметить, что рыбы влияют не только друг на друга,
но и на воду и водоросли, то есть на окружающую их среду. |
Слушают
учителя |
3.
Системы, как и объекты, существуют в определенной среде, при этом элементы
системы и среда могут оказывать друг на друга взаимное влияние. |
Записывают
в
тетрадь |
Обратим
внимание на элементы системы рыбы. Любую рыбу также можно представить как
систему, состоящую из различных органов, внутренних и внешних. Из каких
элементов состоит рыба? Внешне рыба едина и мы видим, что совокупность всех
органов дает совершенно иное качество. |
Слушают учителя и
отвечают на его вопросы |
4.
Целостность системы. |
Записывают в тетрадь |
Рыба
состоит из ряда органов и все они должны работать. Если хотя бы один орган перестает
функционировать, то рыба погибает, она перестает функционировать как система. |
Слушают учителя
|
5.
Действия отдельных элементов системы обеспечивают работоспособность всей
системы. |
Записывают
в
тетрадь |
Практическая работа в
группах Рассмотрим
свойства систем на примерах. Разделитесь на группы по 4-5 человек. В каждой
группе выберите какую-нибудь систему и рассмотрите все выделенные
характеристики на примере вашей системы. Потом вы представите результат вашей
работы всему классу. |
Разбиваются на группы и
выполняют задание |
Урок. Информационная
модель системы.
Тип урока: комбинированный (повторение + изучение нового материала)
Цели урока:
Образовательная: Познакомиться с системным подходом, научиться строить информационные
модели системы.
Воспитательная: Воспитание умения логически рассуждать.
Развивающая: Развитие аналитическо-синтезирующего мышления, умения проводить
аналогии, делать выводы и обобщать.
Средства
обучения: |
Скринсейвер с рыбками; доска. |
Ход урока |
Время (мин.) |
1.
Организационный момент |
2 |
2.
Цели и план работы на уроке |
2 |
3.
Фронтальный опрос |
7 |
4.
Изучение нового материала |
15 |
5.
Практическая работа в группах |
10 |
6.
Выставление оценок и домашнее задание (§ 8.4) |
4 |
Содержание урока. Методы и
приемы работы |
Способ организации деятельности
учащихся |
Постановка цели Сегодня
вы познакомитесь с системным подходом, научитесь находить связи между
элементами системы и строить информационные модели систем |
Слушают учителя |
Фронтальный опрос Сначала
вспомним, что такое система. Из каких частей состоит система? Какими
характеристиками обладает система? Эти ее свойства обязательны?
Проиллюстрируйте их на примере. |
Отвечают
на
вопросы учителя |
Изучение нового материала
(объяснение) При
построении модели мы руководствуемся целями, которые стоят перед нами. В
зависимости от цели один и тот же объект может иметь разные модели. То же
самое происходит и с системой. Построение модели системы, как и модели
объекта, осуществляется целенаправленно. Допустим,
перед вами стоит цель исследовать круговорот биологических веществ в
аквариуме. По
определению система – это нечто целое => для начала рассмотрим систему как
объект (приложение 1). Далее
детализируем объект аквариум. Для этого надо выяснить параметры и назначение
его основных элементов, то есть провести анализ системы (приложение 2). Для
описания системы недостаточно только характеристик элементов системы. Надо
еще знать, как элементы системы взаимодействуют между собой (приложение 3). Мы
создали информационную модель системы аквариум. Теперь
давайте запишем, что должна содержать информационная модель системы: |
Слушают
учителя
и
отвечают на
его вопросы |
-
Описание системы как единого объекта. -
Информационные модели элементов системы. -
Описание связей и отношений элементов системы. -
Описание взаимодействия элементов (при необходимости). |
Записывают в
тетрадь |
Для
создания моделей сложных систем применяется системный подход. |
Слушают
учителя
|
Суть
системного подхода к построению модели: -
Сложный объект (система) рассматривается в виде набора более простых
элементов (объектов). -
Для каждого элемента определяется роль, которую он параметров каждого
элемента (объекта) на поведение выполняет в системе. -
Определяются отношения между элементами. -
Установление влияния системы в целом. |
Записывают
в
тетрадь |
Практическая работа в
группах Разбейтесь
на команды по 4-5 человек. В каждой группе выберите какую-нибудь систему и,
применяя системный подход постройте информационную модель
вашей системы. Потом вы представите результат вашей работы всему классу. |
Разбиваются
на группы и
выполняют задание |
Приложение 1
Объект |
Параметр |
Действия |
|
Название |
Возможные значения |
||
Аквариум |
Вид |
Круглый, прямоугольный |
Радовать Поддерживать
влажность Создавать
уют |
Размер |
Маленький,
большой |
||
Расположение |
Настольный,
напольный,
стенной |
Приложение 2
Объекты |
Параметры |
Действия |
Аквариум |
Форма,
материал, прочность, объем |
Содержит
в себе все остальные элементы системы |
Вода |
Химический
состав, насыщенность кислородом |
Содержит
в себе все остальные элементы системы |
Песок |
Размер
песчинок, слой |
Создает
почву для водорослей |
Водоросли |
Вид,
расположение |
Создают
корм для планктона, улиток и рыб |
Рыбы |
Вид,
размер, пол |
Едят
планктон и водоросли, создают почву для водорослей |
Улитки |
Вид,
размер |
Едят
планктон и водоросли |
Планктон |
Вид |
Создает
корм для рыб и улиток |
Приложение 3.
Не менее важную роль в овладении педагогического мастерства играет
посещение уроков учителя и других студентов с последующим их анализом. При этом
студенты наблюдают как за деятельностью учителя, так и за деятельностью
учеников.
Наблюдение на уроках за деятельностью учащихся может вестись как прямыми,
так и косвенными методами. С этой целью может быть составлен план и разработана
программа наблюдений. При этом:
ـ
восприятие общего фона занятости учащихся
сочетается с одновременным контролем над их групповыми и индивидуальными
действиями;
ـ
ведутся наблюдения за степенью активности
учащихся;
ـ
прослеживается доля индивидуального участия на
фоне общей активности группы;
ـ
наблюдается отношение учащихся к совместной
работе, отношение учащихся к заданиям.
Наблюдения за индивидуальной занятостью учащихся фиксируют на специальном
бланке:
Наблюдения за индивидуальной
занятостью учащегося ___ класса школы № ___ Урок № ___ Тема урока______________
Учитель __________
Учащийся _______________№ компьютера___
Минуты урока |
Виды деятельности |
Минуты урока |
Виды деятельности |
|
|
|
|
Анализ урока должен быть
проведен по схеме:
1. Дата, класс,
фамилия, имя, отчество учителя, предмет преподавания, количество учащихся по
списку, сколько присутствует, какой урок по порядку.
2. Подготовленность к уроку:
чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе,
готовы ли учащиеся к уроку (наличие на столах тетрадей, учебников, ручек и
других необходимых принадлежностей), подготовлены ли компьютеры (наличие
необходимого количества рабочих ПЭВМ, разослано ли программное обеспечение).
3. Как учитель организовал класс
на работу в начале урока (потребовалось ли время на установление порядка и
дисциплины, на проверку отсутствующих, была ли поставлена перед учащимися цель
урока и т.п.).
4. Какое оборудование
использовалось учителем на уроке (наглядные пособия, учебные и методические пособия,
компьютерные программы). Насколько они необходимы и уместны на данном уроке.
5. Какова общая структура урока,
научный уровень его содержания, методы обучения.
6. В чем заключалась деятельность
учителя и учащихся на уроке? Каким был общий стиль их общения? Какие качества
учителя преобладали: авторитарность, доброжелательность и т. п. Педагогический
такт учителя, этика взаимоотношений, сотрудничество.
7. Результаты урока:
какие учебные знания, умения и навыки сформированы, достигнуты ли поставленные
цели (образовательная, воспитательная и развивающая). Пути совершенствования
урока.
Важным этапом педагогической
практики является изучение кабинета информатики и его описание по схеме:
1.
План кабинета с указанием расположения столов, компьютеров, внешних
устройств и др.
2.
Общие сведения о кабинете (школа, номер
кабинета, расположение, сведения об учителе).
3.
Описание рабочих мест учащихся и учителя с
указанием основных характеристик компьютеров.
4.
Описание программного обеспечения.
5.
Учебно – методическая литература, дидактический материал;
6.
Стенд по технике безопасности.
Приведем
пример отчета о кабинете информатики средней школы № 14
1. Общие сведения о кабинете.
ФИО
преподавателя ОИВТ: Туркина Вера Владимировна
Номер
кабинета: 23 (третий этаж)
Количество
рабочих мест: 14-13 рабочих мест для учащихся и 1 для преподавателя (см. схему
кабинета)
2. Описание кабинета и рабочих мест.
Всего
в кабинете информатики 14 компьютеров. Один из них является рабочим местом
учителя. Это настольный компьютер.
-
на базе процессора Intel Pentium 166 MHz (Genuine Intel PentiumÒ Model 4 208 MHz Stepping 3);
-
RAM
– 32 Mb;
-
HDD
2,95 GB;
-
S3
VIRGE PCI Ver 4.0;
-
FDD
1.44 MB.
-
Multimedia
CD-ROM 8x, Sound Blaster, active speakers;
-
Bus
Type PCI;
-
14
" 0 25 SVGA ViewSonic Е641;
-
внешний модем GVC 2400 V 42bis,/MNP5;
-
внешний модем Motorola;
-
струйный принтер EPSON Stylus Color 2000;
-
операционные системы Windows 95. DOS (ver
7.10);
Рабочие
места учащихся представлены персональными компьютерами семейства IBM PC/AT 4 моделей:
1. IBM PC/AT 286 20 MHz (1 ПЭВМ):
-
RAM
– 1
Mb;
-
HDD
20 Mb;
-
FDD
5,25 и
3,25;
-
Bus
Type PCI;
-
14"SVGA;
2. IBM PC/AT 386 SX 40 MHz (10 ПЭВМ):
-
RAM
1 Mb;
-
HDD
40 Mb;
-
FDD
5,25;
-
Bus
Type PCI;
-
14"
SVGA;
3. IBM PC/AT 386 DX 33 MHz (1 ПЭВМ):
-
RAM
4 Mb;
-
HDD
40 Mb;
-
FDD
5,25 и
3,25;
-
Bus
Type PCI;
-
14" SVGA;
-
матричный широкоформатный принтер STAR –1500;
4. IBM PC/AT 486 DX2 80 MHz (1 ПЭВМ):
-
RAM
8 Mb;
-
HDD
365 Mb;
-
FDD
3,25;
-
Bus
Type PCI;
-
Multimedia
CD-ROM 2x, Sound Blaster, active speakers;
-
14" SVGA.
3. Программное обеспечение.
1.
Базовое ПО (для рабочих мест учащихся):
-
операционная система MS-DOS (ver. 6
20);
-
оболочка
Norton Commander (ver. 4.0);
-
оболочка
dos Navigator
(ver. 1.49g);
-
утилиты
Norton Utilities (ver. 6.0);
-
антивирусные программы AIDSTest и DrWeb.
2.
Базовое ПО (для рабочего места учителя):
-
операционная система MS-DOS (ver. 7.10);
-
операционная система Windows 95;
-
оболочка Norton Commander (vet
4.0);
-
оболочка
Dos Navigator
(ver. 1.49 g);
-
утилиты Norton
Utilities (ver. 6.0);
-
антивирусные программы AIDSTest и DrWeb.
3.
Прикладное ПО (для рабочих мест учащихся):
-
клавиатурный тренажер ТРК (ver.3.0);
-
текстовый редактор Lexicon (ver
1.2);
-
текстовый редактор W & D (ver 8.0);
-
графический редактор StoryBoard
Livel
(ver
1.0);
-
интегрированный пакет Works (ver 2.0);
-
тестирующая программа Opros,
-
демонстрационно
– обучающая программа Professor
(ver 2.1 ).
4.
Прикладное ПО (для рабочего места учителя):
-
Microsoft
Word¢97;
-
Microsoft
Access'97;
-
Microsoft
Excel'97;
-
Инструментальное
ПО (для рабочих мест учащихся):
-
Borland
Pascal 6.0;
-
Borland
Pascal 7.0;
-
Qbasic;
-
Инструментальное ПО (для рабочего места учителя):
-
Borland Pascal 7.0;
-
Borland C++ 3.0;
-
Microsoft Visual Basic 5.0;
-
ARITY/Prolog Version 5.1;
-
3D Studio MAX R2;
-
Microsoft Macro Assembler 6.1;
-
Adobe Photoshop 3.0;
-
Microsoft Visual Basic for
MS-DOS 1.0.
4
Дидактический материал.
-
Карточки с заданиями.
-
Тесты.
-
Демонстрационные рисунки.
-
Карточки с заданиями для контрольных и самостоятельных
работ.
5
Учебно – методическая литература.
1.
Персон Р. и Роуз К. Microsoft
Word
97.
2.
Фигуранов
В.Е IBM
РС для пользователя.
3.
Епанешников А.М и Епанешников В.А Программирование в
среде Turbo
Pascal
7.0.
4.
Мизрохи
С.В Операционная система MS-DOS.
5.
Финогенов
К.Г MS-DOS 5.0 (часть 1).
6. Козловский Е.A Norton Commander 4.0.
7.
Григорьев В.Л Самоучитель по операционной системе.
8.
Бондарев В.М, Рублинецкий
В.И, Качко Е.Г Основы программирования
9.
Березин Б.И и Березин С.Б Начальный курс С и C++.
10. Авербух
А.В, Гисин В.Б. Зайдельман
Я.Н и Лебедев Г В Изучение основ информатики и вычислительной техники.
11. Нестеренко
А.В ЭВМ и профессия программиста.
12. Нортон
П. Руководство по DOS
Питера Нортона.
13. Справочник
по Microsoft Works.
14. Справочник
по работе Windows
95.
15. Жаров
А. Железо IBM
98.
16. Быля Т.Н и Быля О.И Изучаем информатику.
17. Насаткин В.Н Информация и
алгоритмы ЭВМ.
18. Скэнпон Л. Персональные ЭВМ IBM PC и XT.
19. Журавлев
А.П и Павлюк Н.А Язык и
компьютер.
20. Ламуатье Упражнения по
программированию на Фортране IV.
21. Арсак Ж. Программирование игр
и головоломок.
22. Марченко
А.И и Марченко Л.A Turbo
Pascal
7.0.
Важным
этапом педагогической практики является подготовка и проведение внеклассного
мероприятия по информатике.
При
подготовке внеклассного мероприятия по информатике может быть использована
следующая литература:
1)
Зубрилин А.А., Овчинникова О.В. Игровые моменты при изложении темы
«Символьные величины». // ИНФО. 2001. № 1.
2)
Макарова Т.Н., Редченкова
Г.Д. Элементы занимательности в курсе информатики. // ИНФО. 2000. № 5 С. 30-37.
3)
Позднова Е.А., Сиротина С.Л. Командные задания по
информатике. // ИНФО. 2000. № 2. С. 63-66.
4)
Сулейманов С. КВН в кабинете
информатики // ИНФО. 1999. № 3.
Приведем
пример конспекта одного из мероприятий.
Игра
«счастливый случай»
Цели:
Образовательная:
-
проконтролировать знания учащихся по различным темам курса информатики.
Развивающая:
-
развитие познавательных способностей школьника;
-
развить интерес к информатике.
Воспитательная:
-
воспитание у учащихся устойчивого интереса к
изучению информатике;
-
формирование нравственных качеств личности: воли, интереса к познанию,
трудолюбия, ответственности за принятие решений.
Оборудование:
карточки с вопросами, карточки
с правильными ответами, список вопросов, бочонки с номерами от 1 до 20.
Подготовительная работа:
За несколько дней
до игры детям было дано задание: набрать команду из 7 человек, выбрать
капитана, придумать название своей команды, эмблему и девиз.
Учащимся было рекомендовано
повторить различные сведения, полученные ими на уроках информатики.
Ход игры
Правила игры:
Игра проводится для двух и более
команд. Первый конкурс проводится для капитанов, чтобы выяснить, чья команда
будет первой ходить. Затем команды по очереди вытягивают из мешочка бочонки.
Каждому номеру соответствует определенный вопрос.
На обдумывание вопроса – 1
мин.
Если команда не отвечает на
вопрос или дает неверный ответ, то право на ответ имеет другая команда.
Если же обе команды дают
неверный ответ, то на него могут ответить зритель, а полученные за него баллы
он может отдать любой команде.
За правильный ответ на вопрос
присуждается 5 баллов.
Конкурс капитанов:
Капитаны всех команд подходят
к ведущему.
Задание: по очереди назвать
части компьютера (монитор, мышь…). Капитан, остановившийся первым, считается
проигравшим.
Команда, чей капитан победил,
начинает игру первой.
Затем команды по очереди тянут
бочонки с номерами заданий.
Вопросы:
1.
+5 очков
2.
Отгадайте ребус:
МО
3.
Переход хода через один.
4.
Переведите из десятичной системы в двоичную
число 97.
5.
Изобразите компьютер, т.е. каждый человек команды должен изображать
какую-то часть компьютера.
6.
Переход хода через один.
7.
Для чего нужен сканер?
8.
Отгадайте ребус:
МО О Е
9.
Переведите из двоичной системы в десятичную
1001101.
10.
+5 очков.
11.
Музыкальная пауза.
Каждой команде надо придумать четверостишье со словами «монитор» или
«принтер».
12.
Разгадайте кроссворд:
а.
ключевое слово
это .?.
– схема
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б. 8
в. Язык программирования.
г.
13.
Переведите из десятичной системы в двоичную
число 100.
14.
Переход хода через один.
15.
Как правильно включить компьютер?
16.
Для чего нужны эти клавиши:
ESC
CapsLock
Shift
Enter
17. Отгадайте ребус:
19. Какие способы перезагрузки компьютера Вы
знаете?
20. + 5 очков
Ответы на некоторые
вопросы:
2. «МОНИТОР»
3. 1100001 = 97
7. Сканер – для ввода текста и
рисунков в компьютер.
8. «МОДЕМ»
9. 1001101 = 77
11. Четверостишья, которые
придумали наши команды:
а) «ЗНАТОКИ» (8Д класс):
Я включила монитор,
Интереснейший прибор.
Открываю свой блокнот,
Набираю быстро код.
б) «ВИКТОРИЯ» (8А класс):
Принтер – печатное устройство,
Вот такое у него свойство.
Монитор, монитор –
Замечательный прибор.
в) «УМНИКИ и УМНИЦЫ» (8Б
класс):
Мы включили монитор,
Загорелся принтер.
Побежали в коридор,
Выкинули принтер.
12) ключевое слово: БАЙТ.
13) 100 = 1100100
17) «КЛАВИАТУРА»
18) в коридор,
Выкинули принтер.
12. Ключевое слово: БАЙТ.
13. 100 = 1100100
17. «КЛАВИАТУРА»
18. @ – коммерческое «эт» или собачка; * – звездочка;
/ – слэш;
& – амперсенд; ~ – тильда.
19. Ctrl + Alt +Delete; Reset.
Результаты игры:
После того, как команды ответили на все
вопросы, жюри, подсчитав баллы, объявляет победителя.
1 место – «ЗНАТОКИ» 8Д,
2 место – «УМНИКИ и УМНИЦЫ»
8Б,
3 место – «ВИКТОРИЯ» 8А.
В конце игры все команды
получают поощрительные призы и грамоты.
Анализ
мероприятия:
Цели, поставленные перед игрой, были выполнены.
Детям очень понравилась эта игра, так как им приходилось отвечать не только на
теоретические вопросы, но и проявлять творчество.
«Счастливый случай» вызвал у
ребят интерес к изучаемому предмету, позволил новому взглянуть на материал
курса информатики.
Случайный выбор бочонка
позволил снизить негативный настрой проигравшей команды.
На игре присутствовали:
Лукьянова И.И. (учитель информатики);
Варнавская Н.Я. (классный руководитель
8А класса),
Фетисова Н.В. (классный
руководитель 8Б класса),
Войнич Е.И. (завуч школы).
Оценка, поставленная
учителями, - «отлично».