Обязательное
содержание курса.
Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система
обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Предмет и задачи
методики преподавания информатики как учебной дисциплины. Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой. Требования к
подготовке современного учителя информатики. Структура
обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Пропедевтический, базовый и профильный этапы
овладения основами информатики в процессе обучения в школе. Стандарт
школьного образования по информатике. Назначение и функции общеобразовательного
стандарта в школе.
Кабинет информатики, его оборудование
и функциональное назначение. Требования, предъявляемые к кабинету информатики.
Состав программного обеспечения класса ВТ. Учебные и
методические пособия по информатике, программное обеспечение
курса как составные части единого учебно-методического комплекса.
Методы преподавания и изучения
информатики. Организация проверки и оценки результатов
обучения. Формы и методы проверки и контроля знаний учащихся. Описание системы
измерителей (тесты, устный опрос, сочинения и пр.) достижений учащихся. Шкалы оценок.
Преподавание курса информатики, его
планирование и характерные формы обучения: Преподавание
пропедевтического курса информатики в начальных классах средних учебных
заведений, Преподавание базового курса информатики, дополнительное изучение информатики в средних учебных
заведениях.
Научно-методические
основы изучения разделов: «Введение в
информатику», «Алгоритмы
и программирование», «Компьютер
и его программное обеспечение», «Основы формализации и моделирования», «Информационные технологии».
Дополнительное содержание курса.
Влияние методологии информатики
на содержание и методы преподавания школьных
дисциплин. Связь школьного курса информатики с преподаванием английского языка.
Факультативные
курсы по информатике, межпредметные факультативные курсы на базе ЭВМ. Кружки по информатике. Олимпиады по информатике и подготовка к ним. Экскурсии по
информатике, их значение, виды, планирование.
Организация
педагогического эксперимента и обработка его результатов. Методы педагогических
исследований – теоретический анализ проблемы, педагогический эксперимент Организация и методика проведения экскурсий, опытное
преподавание, изучение передового педагогического опыта и состояния знаний
учащихся. Пути внедрения научных методов в практику работы в школы. Применение
информационных технологий в экспериментальных педагогических исследованиях.
Примерный
тематический план курса МПИ
№ п/п |
Раздел, тема
|
Всего часов |
В том числе
аудиторных |
Самостоя-
тельная работа |
|||
Всего |
Лекции |
Семинар. и
практ. занятия |
Лабор. работы |
||||
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
|
|||||||
1 |
-
Введение.
Предмет методики преподавания информатики. Информатика как наука и учебный
предмет в школе: -
методическая система обучения информатике в школе,
общая характеристика ее основных компонентов; -
предмет
и задачи методики преподавания информатики как учебной дисциплины; ее место в
системе подготовки учителей информатики и английского языка; -
связь
методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией,
педагогикой; -
требования
к подготовке современного учителя информатики. |
6 |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
История
внедрения курса ОИВТ в средние учебные заведения: -
этапы
внедрения основ кибернетики, программирования, основ ВТ и курса ОИВТ в
содержание школьного образования; -
концепция
и проекты информатизации образования; -
образовательные
стандарты; -
структура
обучения информатике в общеобразовательной школе; -
региональные
программы информатизации образования. |
4 |
|
|
|
|
4 |
3 |
Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики: -
необходимость
введения информатики в общее среднее образование, цели и задачи обучения
информатике в российской школе; -
общеобразовательное
и общекультурное значение курса информатики (компьютерная грамотность,
образованность, культура; формирование научного мировоззрения, подготовка к
трудовой деятельности, развитие мышления, воспитание учащихся в процессе
изучения информатики); -
влияние
методологии информатики на содержание и методы преподавания школьных
дисциплин, связь школьного курса информатики с преподаванием иностранных
языков. |
5 |
3 |
1 |
2 |
|
2 |
4 |
Структура
обучения информатике в средней общеобразовательной школе: -
принципы,
положенные в основу построения курса информатики; -
пропедевтический,
базовый и профильный этапы овладения основами информатики в процессе обучения
в школе (постановление Коллегии МО РФ от 19995 г.). |
5 |
3 |
1 |
|
2 |
2 |
5 |
Стандарт школьного образования по информатике. Назначение и функции
общеобразовательного стандарта в школе: -
общие
положения: характеристика образовательной области; цели изучения
образовательной области; место образовательной области «Информатика» в учебном
плане школы; -
стандарт по
основным содержательным линиям курса (линия информационных процессов; линия
представления информации; алгоритмическая линия; линия исполнителя
(компьютера); линия формализации и моделирования; линия информационных
технологий), оценка выполнения требований стандарта. |
5 |
3 |
1 |
|
2 |
2 |
6 |
Оборудование школьного кабинета информатики: - кабинет информатики, его оборудование и функциональное назначение; - требования, предъявляемые к кабинету информатики; - правила техники безопасности при работе на ЭВМ; -
комплексный
характер использования средств обучения в школьном кабинете информатики и
вычислительной техники. |
6 |
4 |
|
2 |
2 |
2 |
7 |
Учебные
и методические пособия по информатике, программное обеспечение курса как
составные части единого учебно-методического комплекса: - школьные учебные пособия по информатики; - методические пособия для учителей информатики; -
педагогические
программные средства поддержки школьных учебных пособий. |
13 |
7 |
4 |
1 |
2 |
6 |
8 |
Программное обеспечение по курсу информатики: - состав программного обеспечения класса ВТ; - операционные системы школьных ПК; - обзор языков программирования (язык как средство информатики, Бейсик, Паскаль, УАЯ, КуМир, Лого, Си); - средства информационных технологий (средства обработки текстов, графические редакторы, электронные таблицы, базы данных, телекоммуникации); -
обучающие
программы, их дидактические функции (предъявление информации, формирование и
тренировка умение, контроль, поддержка творческой деятельности) |
10 |
6 |
1 |
1 |
4 |
4 |
9 |
Методы преподавания и изучения информатики:- методы этапа восприятия и первоначального усвоения; - методы этапа усвоения и воспроизведения, (закрепления, диагностики и получения обратной информации); -
методы
этапа учебно-творческого выражения. |
20 |
12 |
6 |
2 |
4 |
8 |
10 |
Индивидуализированное обучение информатике в российской школе: - специфика учёта особенностей личности учащихся в процессе обучения информатике; -
формы и методы индивидуализированного обучения
информатике на различных этапах (пропедевтическом, базовом, профильном). |
10 |
6 |
2 |
2 |
2 |
4 |
11 |
Организация проверки и оценки результатов обучения:- формы и методы проверки и контроля знаний учащихся; - описание системы измерителей (тесты, устный опрос, сочинения и пр.) достижений учащихся; -
шкалы оценок. |
10 |
6 |
|
2 |
4 |
4 |
12 |
Преподавание курса информатики, его планирование и характерные формы обучения. Преподавание пропедевтического курса информатики в начальных классах средних учебных заведений: - цели и содержание пропедевтического курса информатики; - действующие, авторские и экспериментальные программы пропедевтического курса, их сравнительный анализ, тематическое планирование; - учебно-методическое обеспечение пропедевтического курса информатики; -
особенности
форм и методов организации обучения информатике младших школьников:
психолого-педагогические аспекты преподавания пропедевтического курса, игра
как основная форма обучения, сюрпризные моменты, наглядные пособия,
активизация анализаторов. |
14 |
8 |
2 |
2 |
4 |
6 |
13 |
Преподавание базового курса школьной информатики: - цели и содержание базового курса информатики; - программы базового курса, их сравнительный анализ; - тематическое планирование; - учебно-методическое обеспечение базового курса; -
организация
обучения информатике в базовом курсе; -
урок
- основная форма организации учебной работы по информатике, особенности
уроков информатики на базе классов персональных ЭВМ, объединенных в локальную
сеть; -
сочетание
различных форм организации учебного процесса в зависимости от характера
используемого программного обеспечения. |
14 |
8 |
2 |
2 |
4 |
6 |
14 |
Дифференцированное
обучение информатике на старшей ступени школы: - продолжение образования в области информатики в старших классах как профильного обучения, дифференцированного по объёму и содержанию; - цели и содержание «фундаментальных» и «прикладных» («пользовательских») профильных курсов; -
примеры
программ «фундаментальных» и «прикладных» профильных курсов, их тематическое
планирование. |
14 |
8 |
2 |
2 |
4 |
6 |
15 |
Дополнительное изучение информатики в средних учебных заведениях: - факультативные курсы по информатике, межпредметные факультативные курсы на базе ЭВМ; - кружки по информатике; - олимпиады по информатике и подготовка к ним; - экскурсии по информатике, их значение, виды, планирование, организация и методика проведения экскурсий; -
другие формы дополнительной работы по информатике
(декады, конференции, КВН и др.). |
4 |
|
|
|
|
4 |
16 |
Обучение информатике за рубежом:- в странах СНГ; - в странах Европы; - в странах Азии (Кипит и др.); -
в США и Канаде. |
4 |
|
|
|
|
4 |
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА ИНФОРМАТИКИ
|
|||||||
17 |
Научно-методические основы раздела «Введение в информатику»: - роль и цели введения; -
информационные процессы, представление информации (получение,
передача, использование и хранение информации в деятельности человека, живой
природе, технике; количественная оценка информации, единицы количества
информации; язык как способ представления информации, двоичная
форма представления информации, принципы представления данных и команд в компьютере); -
элементы математической логики (логические операции и
таблицы
истинности). |
14 |
8 |
2 |
2 |
4 |
6 |
18 |
Научно-методические основы раздела «Алгоритмы и программирование»: - алгоритмы, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, возможность автоматизации деятельности человека при использовании алгоритмов; - величина (имя и значение, типы величин, основные структуры данных); - основные алгоритмические конструкции и их использование для построения алгоритмов, «библиотека» алгоритмов; -
язык программирования (учебный алгоритмический язык). |
14 |
8 |
2 |
2 |
4 |
6 |
19 |
Научно-методические основы раздела «Компьютер и его программное обеспечение»: - функциональная организация ЭВМ; - общие принципы работы основных устройств компьютера; -
назначение
основных видов программного обеспечения ЭВМ (базовое программное обеспечение,
трансляторы, инструментальные программные средства, языки программирования,
прикладные программы). |
14 |
8 |
2 |
2 |
4 |
6 |
20 |
Научно-методические основы раздела «Основы формализации и моделирования». - Основные принципы формализации. - Построение и использование компьютерных моделей. -
Этапы решения задач с использованием ВТ, |
16 |
10 |
2 |
2 |
6 |
6 |
21 |
Научно-методические основы раздела «Информационные технологии»: - роль готовых программ в изучении информатики; - операционные системы; - чтение и письмо, текстовый редактор; - черчение и рисование, графический редактор; - счёт и диалоговые вычисления, электронные таблицы; - СУБД — многоцелевая среда; - назначение и возможности сетей различных типов; -
технологии
мультимедиа. |
18 |
10 |
2 |
2 |
6 |
8 |
|
Итого: |
220 |
122 |
34 |
30 |
58 |
98 |