Обязательное содержание курса.

 

Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Предмет и задачи методики преподавания информатики как учебной дисциплины. Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой. Требования к подготовке современного учителя информатики. Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Пропедевтический, базовый и профильный этапы овладения основами информатики в процессе обучения в школе. Стандарт школьного образования по информатике. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе.

Кабинет информатики, его оборудование и функциональное назначение. Требования, предъявляемые к кабинету информатики. Состав программного обеспечения класса ВТ. Учебные и методические пособия по информатике, программное обеспечение курса как составные части единого учебно-методического комплекса.

Методы преподавания и изучения информатики. Организация проверки и оценки результатов обучения. Формы и методы проверки и контроля знаний учащихся. Описание системы измерителей (тесты, устный опрос, сочинения и пр.) достижений учащихся. Шкалы оценок.

Преподавание курса информатики, его планирование и характерные формы обучения: Преподавание пропедевтического курса информатики в начальных классах средних учебных заведений, Преподавание базового курса информатики, дополнительное изучение информатики в средних учебных заведениях.

Научно-методические основы  изучения разделов: «Введение в информатику», «Алгоритмы и программирование», «Компьютер и его программное обеспечение», «Основы формализации и моделирования», «Информационные технологии».

 

Дополнительное содержание курса.

 

Влияние методологии информатики на содержание и методы преподавания школьных дисциплин. Связь школьного курса информатики с преподаванием английского языка.

Факультативные курсы по информатике, межпредметные факультативные курсы на базе ЭВМ. Кружки по информатике. Олимпиады по информатике и подготовка к ним. Экскурсии по информатике, их значение, виды, планирование.

Организация педагогического эксперимента и обработка его результатов. Методы педагогических исследований – теоретический анализ проблемы, педагогический эксперимент Организация и методика проведения экскурсий, опытное преподавание, изучение передового педагогического опыта и состояния знаний учащихся. Пути внедрения научных методов в практику работы в школы. Применение информационных технологий в экспериментальных педагогических исследованиях.


Примерный тематический план курса МПИ

 

п/п

Раздел, тема

Всего часов

В том числе аудиторных

Самостоя- тельная работа

Всего

Лекции

Семинар. и практ. занятия

Лабор. работы

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

1

-         Введение. Предмет методики преподавания информатики. Информатика как наука и учебный предмет в школе:

-          методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов;

-         предмет и задачи методики преподавания информатики как учебной дисциплины; ее место в системе подготовки учителей информатики и английского языка;

-         связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой;

-         требования к подготовке современного учителя информатики.

6

4

2

2

 

2

2

История внедрения курса ОИВТ в средние учебные заведения:

-         этапы внедрения основ кибернетики, программирования, основ ВТ и курса ОИВТ в содержание школьного образования;

-         концепция и проекты информатизации образования;

-         образовательные стандарты;

-         структура обучения информатике в общеобразовательной школе;

-         региональные программы информатизации образования.

4

 

 

 

 

4

3

Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики:

-         необходимость введения информатики в общее среднее образование, цели и задачи обучения информатике в российской школе;

-         общеобразовательное и общекультурное значение курса информатики (компьютерная грамотность, образованность, культура; формирование научного мировоззрения, подготовка к трудовой деятельности, развитие мышления, воспитание учащихся в процессе изучения информатики);

-         влияние методологии информатики на содержание и методы преподавания школьных дисциплин, связь школьного курса информатики с преподаванием иностранных языков.

5

3

1

2

 

2

4

Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе:

-         принципы, положенные в основу построения курса информатики;

-         пропедевтический, базовый и профильный этапы овладения основами информатики в процессе обучения в школе (постановление Коллегии МО РФ от 19995 г.).

5

3

1

 

2

2

5

Стандарт школьного образования по информатике. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе:

-         общие положения: характеристика образовательной области; цели изучения образовательной области; место образовательной области «Информатика» в учебном плане школы;

-         стандарт по основным содержательным линиям курса (линия информационных процессов; линия представления информации; алгоритмическая линия; линия исполнителя (компьютера); линия формализации и моделирования; линия информационных технологий), оценка выполнения требований стандарта.

5

3

1

 

2

2

6

Оборудование школьного кабинета информатики:

-         кабинет информатики, его оборудование и функциональное назначение;

-         требования, предъявляемые к кабинету информатики;

-         правила техники безопасности при работе на ЭВМ;

-         комплексный характер использования средств обучения в школьном кабинете информатики и вычислительной техники.

6

4

 

2

2

2

7

Учебные и методические пособия по информатике, программное обеспечение курса как составные части единого учебно-методического комплекса:

-         школьные учебные пособия по информатики;

-         методические пособия для учителей информатики;

-         педагогические программные средства поддержки школьных учебных пособий.

13

7

4

1

2

6

8

Программное обеспечение по курсу информатики:

-         состав программного обеспечения класса ВТ;

-         операционные системы школьных ПК;

-         обзор языков программирования (язык как средство информатики, Бейсик, Паскаль, УАЯ, КуМир, Лого, Си);

-         средства информационных технологий (средства обработки текстов, графические редакторы, электронные таблицы, базы данных, телекоммуникации);

-         обучающие программы, их дидактические функции (предъявление информации, формирование и тренировка умение, контроль, поддержка творческой деятельности)

10

6

1

1

4

4

9

Методы преподавания и изучения информатики:

-         методы этапа восприятия и первоначального усвоения;

-         методы этапа усвоения и воспроизведения, (закрепления, диагностики и получения обратной информации);

-         методы этапа учебно-творческого выражения.

20

12

6

2

4

8

 

 

 

10

Индивидуализированное обучение информатике в российской школе:

-         специфика учёта особенностей личности учащихся в процессе обучения информатике;

-         формы и методы индивидуализированного обучения информатике на различных этапах (пропедевтическом, базовом, профильном).

10

6

2

2

2

4

11

Организация проверки и оценки результатов обучения:

-         формы и методы проверки и контроля знаний учащихся;

-         описание системы измерителей (тесты, устный опрос, сочинения и пр.) достижений учащихся;

-         шкалы оценок.

10

6

 

2

4

4

12

Преподавание курса информатики, его планирование и характерные формы обучения. Преподавание пропедевтического курса информатики в начальных классах средних учебных заведений:

-         цели и содержание пропедевтического курса информатики;

-         действующие, авторские и экспериментальные программы пропедевтического курса, их сравнительный анализ, тематическое планирование;

-         учебно-методическое обеспечение пропедевтического курса информатики;

-         особенности форм и методов организации обучения информатике младших школьников: психолого-педагогические аспекты преподавания пропедевтического курса, игра как основная форма обучения, сюрпризные моменты, наглядные пособия, активизация анализаторов.

14

8

2

2

4

6

13

Преподавание базового курса школьной информатики:

-         цели и содержание базового курса информатики;

-         программы базового курса, их сравнительный анализ;

-         тематическое планирование;

-         учебно-методическое обеспечение базового курса;

-         организация обучения информатике в базовом курсе;

-         урок - основная форма организации учебной работы по информатике, особенности уроков информатики на базе классов персональных ЭВМ, объединенных в локальную сеть;

-         сочетание различных форм организации учебного процесса в зависимости от характера используемого программного обеспечения.

14

8

2

2

4

6

14

Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы:

-         продолжение образования в области информатики в старших классах как профильного обучения, дифференцированного по объёму и содержанию;

-         цели и содержание «фундаментальных» и «прикладных» («пользовательских») профильных курсов;

-         примеры программ «фундаментальных» и «прикладных» профильных курсов, их тематическое планирование.

14

8

2

2

4

6

 

15

Дополнительное изучение информатики в средних учебных заведениях:

-         факультативные курсы по информатике, межпредметные факультативные курсы на базе ЭВМ;

-         кружки по информатике;

-         олимпиады по информатике и подготовка к ним;

-         экскурсии по информатике, их значение, виды, планирование, организация и методика проведения экскурсий;

-         другие формы дополнительной работы по информатике (декады, конференции, КВН и др.).

4

 

 

 

 

4

16

Обучение информатике за рубежом:

-         в странах СНГ;

-         в странах Европы;

-         в странах Азии (Кипит и др.);

-         в США и Канаде.

4

 

 

 

 

4

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА ИНФОРМАТИКИ

17

Научно-методические основы раздела «Введение в информатику»:

-         роль и цели введения;

-         информационные процессы, представление информации (получение, передача, использование и хранение информации в деятельности человека, живой природе, технике; количественная оценка информации, единицы количества информации; язык как способ представления информации, двоичная форма представления информации, принципы представления данных и команд в компьютере);

-         элементы математической логики (логические операции и таблицы истинности).

14

8

2

2

4

6

18

Научно-методические основы раздела «Алгоритмы и программирование»:

-         алгоритмы, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, возможность автоматизации деятельности человека при использовании алгоритмов;

-         величина (имя и значение, типы величин, основные структуры данных);

-         основные алгоритмические конструкции и их использование для построения алгоритмов, «библиотека» алгоритмов;

-         язык программирования (учебный алгоритмический язык).

14

8

2

2

4

6

19

Научно-методические основы раздела «Компьютер и его программное обеспечение»:

-         функциональная организация ЭВМ;

-         общие принципы работы основных устройств компьютера;

-         назначение основных видов программного обеспечения ЭВМ (базовое программное обеспечение, трансляторы, инструментальные программные средства, языки программирования, прикладные программы).

14

8

2

2

4

6

20

Научно-методические основы раздела «Основы формализации и моделирования».

-         Основные принципы формализации.

-         Построение и использование компьютерных моделей.

-         Этапы решения задач с использованием ВТ,

16

10

2

2

6

6

21

Научно-методические основы раздела «Информационные технологии»:

-         роль готовых программ в изучении информатики;

-         операционные системы;

-         чтение и письмо, текстовый редактор;

-         черчение и рисование, графический редактор;

-         счёт и диалоговые вычисления, электронные таблицы;

-         СУБД — многоцелевая среда;

-         назначение и возможности сетей различных типов;

-         технологии мультимедиа.

18

10

2

2

6

8

 

Итого:

220

122

34

30

58

98

Автор: Богомолова Елена Владимировна
e-mail: bogomolovaev@yandex.ru

 

На главную

Сайт создан в системе uCoz