Пояснительная записка
Методика преподавания информатики (МПИ) является неотъемлемой частью
общего блока профессиональной подготовки учителя информатики. Она опирается на специальные
знания и умения студентов, приобретенные в курсах информатики, педагогики,
психологии и методики преподавания иностранного языка. Школьный курс
информатики существует только 16 лет, поэтому накопленного педагогического
опыта и результатов его научно-методического анализа явно недостаточно. Не
хватает учебных пособий по МПИ для студентов педагогических вузов. Поэтому в
списке рекомендуемой литературы значительна доля периодических изданий, и при
изучении курса делается акцент на изучение передового опыта учителей
информатики и самостоятельную работу студентов.
Основные цели преподавания курса заключаются в следующем:
• познакомить
студентов с современной концепцией многоэтапного непрерывного обучения
информатике в общеобразовательной школе;
• вооружить
будущего учителя информатики знаниями, умениями и навыками, необходимыми для
творческого преподавания школьного предмета «Информатика» в различных условиях
технического и программно-методического обеспечения;
• подготовить
будущего учителя к организации и проведению различных форм внеклассной работы в
области информатики и вычислительной техники;
• развить и
углубить общие представления о путях и перспективах глобальной информатизации в
сфере образования;
• научить
студента самостоятельной разработке методик, поурочного и тематического
планирования, конспектов уроков, методическому творчеству на основе обобщённого
опыта передовой педагогической деятельности.
Занятия курса
включают лекционный цикл, практические и семинарские занятия, лабораторный
практикум и посещение уроков передовых учителей информатики города.
На лекционных
занятиях студентам излагаются общие вопросы методики преподавания информатики,
раскрывается роль и место предмета информатики в системе школьных дисциплин, раскрываются
цели и задачи предмета, проводится сравнительный и исторический анализ
различных дидактических материалов по курсу, рассматриваются вопросы методики
преподавания отдельных тем курса.
На практических
занятиях студенты углубляют и расширяют знания по МПИ, получают возможность
овладеть умениями точно и доказательно выражать свои мысли по предмету, вести
дискуссию, оппонировать по вопросам общей методики преподавания информатики.
На семинарских занятиях развивается творческая активность и самостоятельность
студентов, укрепляется их интерес к предмету и научным исследованиям,
научно-практические положения связываются с практической деятельностью.
Лабораторные работы обеспечивают
углубленное изучение студентами
научно-теоретических основ МПИ и овладение ими современными методами,
навыками педагогического эксперимента с применением вычислительной техники в
учебном процессе.
Занятия по курсу МПИ организуются
таким образом, чтобы обеспечить формирование достаточно полных и
систематических знаний у будущего учителя для преподавания «стандартного»
варианта школьного курса информатики. На основе этой базы начинающий учитель
сможет адаптировать свой курс в условиях конкретного учебного заведения.
В процессе посещения уроков
информатики студенты наблюдают за ходом
занятия и затем проводят его анализ по плану. Они учатся формулировать
и отстаивать своё мнение перед сокурсниками и более опытными коллегами на
профессиональном языке.
Курс МПИ на факультете иностранных языков согласно учебному плану распределен по семестрам и по часам следующим образом:
Курс |
IV |
V |
|
Семестр |
7 |
8 |
9 |
Количество часов по учебному плану |
18 |
60 |
44 |
Лекции (часов/занятий) |
10/5 |
12/6 |
12/6 |
Практические занятия (часов/занятий) |
8/4 |
12/6 |
10/5 |
Лабораторные работы (часов/занятий) |
|
36/18 |
22/11 |
Форма контроля
Зачет в конце 8 семестра, экзамен в конце 9 семестра. В
начале 8 и 9 семестров студенты проходят педагогическую практику в средних
школах в качестве учителей информатики.