Научная организация труда учителя информатики

 

В современных условиях перехода к образованию с неограниченным доступом к информации, приводящего к изменению содержания, методов и организационных форм обучения школьников, появлению мультимедийных материалов, видеоматериалов и других средств обучения и самообучения становится актуальным вопрос о научной организации труда (НОТ) учителя. Эффективно осуществлять методическую разработку курсов нового поколения, изменять учебные программы, участвовать в профессиональном сообществе педагогов, обмениваясь методическими находками, реализовывать персонификацию обучения и т.д. возможно только на основе современных достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда.

Особенно высоки требования к организации труда учителя информатики как предметника и как проводника идей информатизации образования в своей школе. Потому, что он работает в условиях динамизма развития науки информатики, расширения круга объектов ее изучения, изменения понятийного аппарата, постоянного уточнения предмета и методов приводящего к смене парадигм и изменению методических систем обучения информатике в общеобразовательной школе. Учитель информатики должен следить за изменением компонентов методической системы обучения, программ, учебников и программной поддержки курса, стандартов обучения. Ему необходимо постоянно расширять свою эрудицию, так как информатика возникла на стыке нескольких наук. Он должен знать такие предметы, как “Русский язык”, “Английский язык”, “Математика”, “Физика”, “Электротехника”. Проведение лабораторно-практических занятий, производственной практики заставляет учителя быть и психологом, и техником одновременно. Чтобы уроки проходили на достаточно высоком уровне, должна хорошо работать связка “учащийся – компьютер”. А учитель должен установить их взаимодействие и руководить им. Преподавателю необходимо умение связать теоретическую и практическую части обучения. Наряду с этим учитель информатики должен владеть методикой преподавания отдельных тем и вопросов курса, методикой преподавания профильных курсов информатики, уметь планировать учебный процесс, выбирать организационные формы и методы, адекватные содержанию изучаемого материала, знать функции видов контроля и оценки результатов обучения, уметь разрабатывать и использовать средства проверки, объективно оценивать знания и умения школьников, уметь корректировать методику по результатам проверки . Учитель информатики должен уметь организовать работу учащихся и учителей предметников в школьном кабинете вычислительной техники.

Студенты педвузов специальности 030100.00 (информатика) могут познакомиться с вопросами научной организации труда на занятиях по теории и методике обучения информатике или на курсах по выбору. Содержательный модуль «Научная организация труда учителя информатики» должен раскрывать следующие вопросы: принципы организации труда учителя на основе современных достижений науки и техники, информационных и телекоммуникационных технологий, физиологии и гигиены труда; оборудование и назначение кабинетов информатики в учебных заведениях системы общего среднего образования; педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования; процесс обучения информатике и использование для его организации средств и методов педагогической информатики; использование информатизированных рабочих мест в образовании, автоматизация учебно-методической работы учителя информатики; научная организация и автоматизация педагогических исследований и другие.

На практических занятиях, а также при выполнении курсовых и дипломных работ студенты могут работать над проектированием и созданием информатизированных рабочих мест учителя информатики, автоматизацией его учебно-методической работы.

 

Информатизированное рабочее место

учителя информатики.

Постоянно увеличивающийся поток учебно-методических, информационных, инструктивно-организационных, нормативных, технических мате­риалов требует автоматизации процессов обработки и структурирования информации. Потребность в автоматизации  информационно-методических про­цессов для их дальнейшего транслирования и применения с использованием возможно­стей современных информационных и коммуникационных технологий возникает для любо­го учебного заведения и ор­ганизационного управления.

Необходимость в автоматизации учебно-методической деятельности испытывает любой учитель, а особенно учитель информатики. Потому, что он работает в условиях динамизма развития науки информатики, расширения круга объектов ее изучения, изменения понятийного аппарата, постоянного уточнения предмета и методов приводящего к смене парадигм и изменению методических систем обучения информатике в общеобразовательной школе. Учитель информатики должен следить за изменением компонентов методической системы обучения, программ, учебников и программной поддержки курса, стандартов обучения и учитывать их в преподавании курса.

На отечественном компьютерном рынке существуют программные продукты позволяющие автоматизировать работу школы, в частности такие программы как автоматизированное рабочее место директора, электронный журнал и другие. Однако они не направлены на конкретную учебно-методическую деятельность учителя предметника. Поэтому возникла необходимость в разработке программного продукта – «Информатизированное рабочее место учителя информатики».

Анализ учебно-методической деятельности учителя информатики позволил выделить такие  информационные блоки программы как содержание учебного плана и СанПиН,  теоретический блок (лекции, учебники, цели, уроки, шаблон урока), блок проверки и оценки знаний учащихся, база данных учеников,  внеклассные мероприятия. Логическая  схема программы имеет большую древовидную структуру,   некоторые странички программы   содержат ссылки на Интернет сайты.

Блоки программы с информацией для подготовки к урокам оформлены  в виде web-страничек,  включающие внутренние ссылки и ссылки на адреса сайтов в Интернете. Странички Лекции и Учебники имеют расширение htm.

База данных учеников оформлена в Access и имеет расширение mdb. Внеклассные мероприятия, как и большинство страниц программы, оформлены в виде web-страницы, которая содержит ссылки на разные внеклассные мероприятия, каждое из которых находится в отдельном текстовом файле. Новизна данного программного продукта заключается в том, что он направлен на конкретную учебную деятельность педагога и затраты на изготовление или приобретение подобного продукта минимальны.

 

 

На главную страницу

Сайт создан в системе uCoz